Исаев Алексей Михайлович

Герой Соц.Труда
Исаев Алексей Михайлович – советский инженер-конструктор, создатель жидкостных ракетных двигателей, главный конструктор Отдельного конструкторского бюро № 2.

Родился 11 (24) октября 1908 года в Санкт-Петербурге в семье приват-доцента Петербургского университета, впоследствии крупного советского специалиста по уголовному праву и члена Верховного Суда СССР. Русский. С 1918 года с семьёй жил в Москве, с 1920 года – в деревне Потылиха Московской губернии, с 1923 года – вновь в Москве.

В 1925 году окончил школу и поступил в Московскую горную академию. В июне 1930 года он был отчислен с последнего курса академии, а в августе того же года уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината. В сентябре 1931 года решение об исключении А.М.Исаева было отменено, он вернулся в академию и продолжил учёбу, окончил академию в декабре 1931 года. В январе 1932 года А.М.Исаев вновь уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината, в марте того же года – на строительство «Запорожстали» в Нижнем Тагиле. С сентября 1932 года инженер института «Гипрооргстрой», работал на строительстве Тагильского металлургического завода.

Тогда в жизнь А.М.Исаева вошло увлечение авиацией. По его просьбе в октябре 1934 года принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В.Ф.Болховитинова на авиационном заводе № 22, занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А, ближнего бомбардировщика «С». С 1939 года он был уже ведущим конструктором опытного самолёта «И». С июля 1940 года КБ В.Ф.Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ» – первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), при этом А.М.Исаев работал над созданием двигателя.

В годы Великой Отечественной войны ОКБ с 1941 по 1943 годы работало в эвакуации в Билимбае Свердловской области. Несмотря на сверхсложные условия, самолёт был создан в рекордно короткий срок и 15 мая 1942 года лётчик-испытатель капитан Г.Я.Бахчиванджи поднял его в небо. С февраля 1943 года начальник группы по разработке нового ЖРД. С июня 1943 года начальник отдела двигателей в ОКБ В.Ф.Болховитинова. В декабре того же года он приступил к созданию своего первого самостоятельно разработанного двигателя РД-1, который уже в октябре 1944 года вышел на государственные испытания, а в январе 1945 года – на лётные испытания. В феврале 1944 года ОКБ В.Ф.Болховитинова вошло в состав Ракетного НИИ, за А.М.Исаевым сохранился пост начальника отдела.

С 3 июля по 8 сентября 1945 года А.М.Исаев находился в Германии в составе группы специалистов-ракетчиков, имея задачу ознакомиться с немецкой ракетной техникой. Продолжая напряжённую работу, отдел А.М.Исаева создал модернизированный ЖРД РД-1М, принципиально новый У-1250 с цельносварной камерой со связанными точечной сваркой оболочками из листовой стали.

В августе 1947 года в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности СССР было создано отдельное КБ, в котором А.М.Исаев был назначен главным конструктором. В мае 1948 года ОКБ А.М.Исаева передано в НИИ-88, где было преобразовано в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. Там были разработаны двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух», двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море».

В 1952 году в НИИ-88 на базе отдела № 9 формируется ОКБ-2 под руководством А.М.Исаева. Тогда удалось решить проблему ЖРД с тягой свыше 8 тонн, которые ранее взрывались при стендовых испытаниях: была найдена причина их разрушения – высокочастотные колебания и для их подавления в головку камеры были установлены антипульсионные перегородки («крест»). С того времени эта схема широко используется в мире. Успех коллектива ОКБ-2 вызвал интерес С.П.Королёва. Первая веха их знаменитого сотрудничества – ракета Р-11 дальностью 270 км с ЖРД А.М.Исаева тягой 8,3 тонны на высококипящих компонентах. На её основе для Военно-морского флота создана ракета Р-11ФМ. В 1954 году был разработан новый ЖРД с насосной подачей топлива для второй ступени зенитной ракеты В-75 и четырёхкамерный ЖРД С2.1100, а далее С2.1150 для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты Исаеву Алексею Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В декабре 1958 года ОКБ-2 А.М.Исаева и ОКБ-3 Д.Д.Севрука были объединены в единое ОКБ-2 в составе НИИ-88, его главным конструктором остался А.М.Исаев. В январе следующего 1959 года его ОКБ было выделено из НИИ-88 и полностью сосредоточилось на создании ЖРД для ракетной и космической техники. Первым успешно выполненным заданием стала тормозная двигательная установка для космического корабля «Восток». Она безупречно отработала при первом космическом полёте Ю.А.Гагарина и впоследствии применялась десятки раз, включая полёты всех советских космонавтов на кораблях «Восток» и «Восход». Ею же оснащались и советские возвращаемые спутники. Впереди было создание корректирующих и тормозных двигательных установок (КТДУ), которые могли бы неоднократно включаться для коррекции орбит и траекторий полёта, стыковок, маневрирования в космосе, посадки аппаратов на Землю, Луну, Марс и Венеру. Ими оснащались пилотируемые корабли, автоматические межпланетные и лунные станции, спутники связи и разведки. В 1960-е годы под руководством А.М.Исаева один за другим создавались новые типы двигательных установок для космических аппаратов различного назначения, но все их объединяло главное качество – высочайшая надёжность в работе.

В 1967 году ОКБ-2 было переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ), А.М.Исаев оставался в нём главным конструктором до конца жизни.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 июня 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 4).

Награждён четырьмя орденами Ленина (16.09.1945, 20.04.1956, 17.06.1961, 1968), орденом Октябрьской Революции (9.06.1971), медалями.

Доктор технических наук (25.04.1959), профессор. Лауреат Ленинской премии (1958), Сталинской премии 3-й степени (1948), Государственной премии СССР (1968).

Почётный гражданин города Калининград (ныне – Королёв) Московской области (1965).

В 1991 году Конструкторскому бюро химического машиностроения было присвоено имя А.М.Исаева. Имя А.М.Исаева носит одна из центральных улиц Королёва. В Королёве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.